ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ


Переписка тёти с будущим мужем не только выявляет индивидуальные особенности их характеров и позиции в жизни, но позволяет воссоздавать домашнюю обстановку в семье  Лощиловых «на складе», в какой-то мере дает возможность почувствовать вообще дыхание российской жизни тех лет. Тем она и интересна, как своеобразный документ эпохи.

Правда, большая часть писем отражает лишь «личные переживания» пишущих или их споры, вроде  «диспута» о религии и Боге, на долю же конкретных фактов жизни нередко остается совсем немного места, и чаще всего даже не в «основном тексте» писем, а в виде «заметок на полях». Густо заполнив мелким почерком листок переполнявшими её чувствами и размышлениями, Мария вдруг, словно спохватившись, что ничего по существу не рассказала о собственной жизни или своих родных, спешит поделиться новостями, делая уже приписки сбоку, сверху, перевернув страницу, и на её обороте - повсюду, где только ещё есть хотя бы крохотный уголочек неисписанной бумаги. Иногда создаётся впечатление, будто закончив письмо, она никак не решается его оборвать, хочется ей продолжить разговор с дорогим, далёким Васей. И снова, снова лепит она короткие «заметки на полях», и именно в них теперь куда больше, чем в основном тексте, сведений о жизни у Лощиловых и вообще об Омске.

«На Пасхе в Омске был парад, на нём участвовали все школы и женские гимназии. Мальчики маршировали, девочки тоже проделали что-то вроде маршировки. И 6-го мая опять будет парад, погонят всех. Это генерал-губернатор выдумал - с ума сходит,  хочет развивать в молодых патриотизм».

«А после Пасхи в музыкальном обществе состоялся концерт, устраивали его гимназистки второй женской гимназии в пользу бедных учениц. Но представь себе! Им даже не позволили остаться на танцы, всех отправили домой. Ужасно дико, правда?»

«На той недели в Омске был Варламов, играл - просто прелесть!» Примечание: Варламов Александр Константинович, артист Санкт-Петербургского Александрийского театра, всероссийская знаменитость. Ему было тогда 60 лет, когда он за пять лет до смерти совершил гастроли по Сибири, поражая зрителей своим темпераментом и глубиной воплощения образов героев пьес Гоголя и Островского, в Омск в те годы охотно приезжали и другие русские актеры. За шесть лет до этого в 1904-м году был открыт Омский театр в великолепном уютном здании, возведённом на средства местного купечества. Спустя двадцать лет со дня основания этого театра, в 1924 году, и меня, шестилетнего, впервые привели в этот храм искусства, именно тётя Маня и дядя Вася, на спектакль-оперу «Евгений Онегин». Как видно, в семье Лощиловых театр, концерты, музыкальные вечера, кинематограф были обычным, привычным видом отдыха...

«9 мая будут спектакль и танцы у нас, на складе»... «Когда я долго не получаю от тебя писем, папа успокаивает меня: «Не грусти, Маруська, он наверное, очень занят». «А у вас в Иркутске, говорят, чума. Это правда?» «Сейчас пришла Паня и сказала: так писать - на полях! - нехорошо. Ты можешь подумать, что я жалею бумагу. Но ты ведь так не думаешь?»

(Продолжение на странице | 106 |)

Наши координаты:

Автор - uvs1@narod.ru 

Издатель - slivshitz@pisem.net Дизайн - shaban@pisem.net

Титул Ю.В. Сальников | Упрёк себе | Содержание | Точка отсчёта | Корни | Дневник дяди Володи | Из дневника тёти | «Всегда одна…»

Сайт создан в системе uCoz