Однако через год, когда в 1605 году всё-таки воцарился в Москве Лжедмитрий I, наградил он Василия Щелкалова званием сокольничего. Принял ли Щелкалов эту награду с благодарностью, охотно, как заслуженную и желанную, или был обескуражен ею? Во всяком случае в следующем 1606 году при Василии Шуйском оказался он в опале, лишенный уже всех поместий и вотчин. И потребовал вернуть ему их позже при кратковременном «царствовании» сына польского короля Владислава, когда поднялись все опальные предшествующего царствования - тогда Василий Щелкалов выхлопотал себе все поместья. Но эта последняя «милость» от врага земли русской окончательно его погубила как государственного человека - закатилось солнце его активности, славы и почёта. Он умер в 1610 году, а все его родственники, дети, близкие были подвергнуты преследованиям и изгнанию... Ирина Анфиногеновна Щелкалова, моя бабушка, папина мама, жена Тимофея Михайловича Сальникова, сама уроженка южных приволжских мест, родившаяся в 1872 году, через два с половиной столетия после смерти Василия Щелкалова, уверенно говорила, что её предки - Щелкаловы - бежали в смутное время из Москвы на далёкие окраины России, спасаясь от преследований и опалы. Думаю, нет оснований сомневаться, что это действительно было так. Другое дело, что совсем не обязательно думать, будто она, Ирина Анфиногеновна и её отец вели свой род непосредственно от знаменитых братьев. Нет, нет, я далек от мысли, будто тот или иной из них и мой предок. Но какие-то ветви их родословного дерева, всё-таки, наверное, протягиваются из далекого прошлого и к ветвям моим, сегодняшним?.. Что это даёт мне? Какой смысл можно извлечь из такого возможного варианта? Ощущение личной приобщённости к далёкой истории своей родины? Да, не скрою, и это приятно. Но куда более значительными представляются мне раздумья о нравственной основе жизни тех людей, пусть даже однофамильцев моей бабушки по отцу. Чем бы я мог гордиться, знай точно, что они мои предшественники на земле, и что могло бы огорчить в их поведении? Похвально, что незаурядностью своих качеств, безукоризненной грамотностью, редкой для той эпохи, и силой национального духа при яркости индивидуальных способностей выдвинулись они в ряды первых людей русского государства, более чем два десятилетия служа его интересам. Однако можно ли поставить на этом точку, воздавая им только должное восхваление, и умолчать о том, что целый ряд известных историкам фактов из жизни и деятельности братьев Щелкаловых наводит и на нерадостные размышления? Да, далеко не всё мне нравится в них по сегодняшним моим меркам о высокой нравственности, вот, хотя бы, некоторые факты. Факт первый. О нём говорил еще Карамзин, упоминает и С. Соловьёв. Осенью 1578 года русские в войне с поляками пытались вернуть город Венден, но потерпели неудачу - поляки вместе со шведами погнали русских, которые отступили в свой лагерь и отстреливались там до самой ночи. И вот четверо воевод: князь Иван Голицын, Фёдор Шереметев, князь Андрей Палецкий и дьяк Андрей Щелкалов, воспользовавшись ночной темнотой, убежали с конницей из стана. (Начало на странице | 20 | 21 | 22 | *** Продолжение на странице | 24 | 25 | 26 |) |
Наши координаты: Автор - uvs1@narod.ru Издатель - slivshitz@pisem.net Дизайн - shaban@pisem.net |
Титул | Ю.В. Сальников | Упрёк себе | Содержание | Точка отсчёта | Корни | Дневник дяди Володи | Из дневника тёти | «Всегда одна…» |