(Начало на странице 101)

И, несмотря на согласие отложить разговор до встречи, она всё-таки излагает свои взгляды на многое, в том числе и на освящение брака церковью: «Если ты принимаешь крещение, почему отрицаешь обряд венчания? Да, бывает, что священник венчает нелюбящих. Но разве он виноват? Виноваты люди, которые не любят, а венчаются. Священник их не заставляет. Да и они, может быть, венчаются с добрыми помыслами - дать имя незаконнорожденному? Или с надеждой на то, что любовь к ним придёт. А иногда ведь и любящие оскверняют священный союз! Так что же? И в этом тоже виновата церковь? Нет, венчание - союз, когда люди объединяются, чтобы иметь всё общее - взгляды, детей, жизнь, душу, тело. И если я выйду замуж, то только так, а не иначе!»

Она снова жёстко ставит вопрос, и он уже в отчаянии пишет ей два письма подряд, день за днём...

6 июня: «Спасибо, спасибо за то, что я оказался для тебя человеком, чувствам которого ты уже не веришь! Неужели, Маня, это начало конца? Тяжело! Не могу писать. Но знай: люблю тебя по-прежнему. Господи, как тяжело. Прости. Вася». И - 7 июня: «Дорогая Маня, вчера под первым впечатлением послал тебе - то, что пережил. Сейчас пишу снова, после того, как долго разбирался в твоих письмах. В них есть противоречия. Ну, скажи, пожалуйста, разве учение Христа не говорит о любви к ближнему. А ты? Возник спор об обрядности, обнаружились разногласия, и твой вывод: не будем вместе! Да, разберись, пойми - если я думаю о чём-то не так, как думаешь ты, разве это повод рвать отношения и казнить меня? Я не просто неверующий, у меня  с в о я   в е р а! А сейчас я в ужасном состоянии, душа болит, ничему не радуюсь. Одна надежда была - наше с тобой будущее! И вот... не знаю, как  жить!..»

Такой вот взрыв эмоций, поток мыслей, обмен мнениями вызвал заданный им мимоходом вопрос: верующая ли она?

Нa современный взгляд, может быть, всё это просто смешно: ну, из-за чего волновались и, извините, толкли воду в ступе?

А если вникнуть? Такой ли уж это пустяк?..

...Через семь лет Россия перейдёт на рельсы насильственно взявшей власть в стране атеистической идеологии. И в течение семи десятилетий людей будут призывать не только не верить в Бога, но и преследовать за веру, даже физически уничтожать! В течение семи десятилетий будут, сбрасывая колокола, разбивать храмы, и вырастут россияне, которым привычно станет отрекаться от любых святынь и от любой религии, кроме религии насильственного коммунизма.

А в 1910 году многие молодые, отнюдь не какие-то выдающиеся мыслители или ученые, а просто получившие среднее общее образование, вступали в жизнь, обсуждая основы земного бытия. Были они из числа тех, которых во все времена и эпохи подавляющее большинство среди жителей любой страны. И России в 1910 году тоже. Именно у молодых россиян 1910 года, как видим, была потребность осмысливать жизнь с позиций высокой нравственности. Конечно, не все их ровесники в тогдашней царской, как говорится, России были даже элементарно грамотными. История России, пережившей двухсотлетнее крепостное право, привела её к началу двадцатого века отставшей даже в этом отношении от многих европейских стран.

(Начало на странице | 98 | 99 | 100 | 101 | *** Продолжение на странице  | 103 | 104 |)

Наши координаты:

Автор - uvs1@narod.ru 

Издатель - slivshitz@pisem.net Дизайн - shaban@pisem.net

Титул Ю.В. Сальников | Упрёк себе | Содержание | Точка отсчёта | Корни | Дневник дяди Володи | Из дневника тёти | «Всегда одна…»

Сайт создан в системе uCoz